КГТУ им. А.Н.Туполева каф. АиАХ АВТОМОБИЛИ (Конструкция) лекции, тесты, практические занятия, экзаменационные вопросы, литература |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Назначение, классификация и общая компоновка автомобиля Автомобиль – это самодвижущаяся машина, предназначенная для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а так же для буксирования прицепов. При разработке и изучении различных образцов изделий в любой области техники применяется принцип классификации, то есть разделение или объединение различных образцов изделий одной отрасли в классы (группы, виды и т.д.) на основе наличия общих признаков. Принцип классификации облегчает изучение и разработку изделий, поскольку позволяет обобщить представление о конструкции, принципах работы, эксплуатации и т.д., для целой группы (множества) изделий, объединённых общими признаками. В основу современной классификационной системы отечественных автотранспортных средств положены следующие признаки:
Этот перечень постоянно обновляется и дополняется в соответствии с развитием автомобилестроения. 2.3. Виды автотранспортных средств По видам автомобильный подвижной состав подразделяют на:
Иногда особо выделяют четвёртый вид автомобилей – специализированные. Это, как правило, грузовые автомобили, приспособленные для перевозки однородных грузов (хлебовозки, санитарные, почтовые и т.п.). 2.4. Классификация по основному техническому параметру Внутри видов автотранспортные средства классифицируются по какому-либо основному параметру. 2.4.1 Легковые автомобили (пассажирские автомобили с числом мест до 8, включая водительское) подразделяются на пять классов по мощности (рабочему объёму двигателя):
2.4.2 Автобусы (пассажирские автомобили с числом мест 9 и более, включая водителя) подразделяют по габаритной длине:
2.4.3 Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы подразделяют в зависимости от полной массы (без названия классов): до 1,2 тонн, 1,2…2т.; 2…8 т.; 8…14 т.; 14…20 т.; 20…40 т.; более 40 тонн. Не общепринята, но существует классификация грузовых автомобилей по грузоподъёмности (для автомобилей с грузовой платформой):
2.4.4 По типам двигателя автомобили подразделяют на:
2.4.5 По общей компоновке легковых автомобилей выделяют три схемы:
По первой схеме выполняют легковые автомобили среднего, большого и высшего класса. Она обеспечивает хороший доступ к двигателю, большой объём багажного отсека, но, при этом, имеет относительно большую длину. Туннель в полу для прохода карданного вала загромождает внутренний объём салона. Вторую схему часто применяют в автомобилях особо малого, малого и среднего классов. Она хороша тем, что двигатель, сцепление и коробку можно сделать с единым картером, автомобиль этой схемы хорошо устойчив и управляем, длина меньше, чем в первой схеме, нет туннеля в полу, но затруднён доступ к двигателю. Третья схема типична для автомобилей особо малого класса, применяется редко. Грузовые автомобили различают по взаимному расположению двигателя и кабины на три вида:
Первая схема обеспечивает хороший доступ к двигателю, простоту компоновки сцепления и коробки передач, комфортное и относительно безопасное размещение водителя и пассажиров. Однако, при этом, увеличивается длина автомобиля и ухудшается передний обзор. Вторая схема позволяет удлинить грузовую платформу, увеличить загрузку мостов до оптимальных пределов (догружается передний мост), улучшить переднюю обзорность, но затрудняет доступ к двигателю (требуется опрокидывать кабину). Третью схему применяют при компоновке многоосных полноприводных автомобилей. Она позволяет равномерно распределить нагрузку между осями, имеет хорошую обзорность, но уменьшает длину грузовой платформы и ухудшает доступ к двигателю. Автобусы компонуют, располагая двигатели впереди переднего моста, над передним мостом, под полом в пределах базы или за задним мостом. Наиболее приемлем последний вариант компоновки. Здесь обеспечиваются хороший доступ к двигателю, возможность рациональной компоновки салона, минимальный шум и вибрация в салоне, однако, в такой схеме затруднено (из-за удалённости от места водителя) управление силовым агрегатом, возникают проблемы с охлаждением двигателя. Кроме перечисленных признаков существует ещё множество параметров внутривидовой классификации. Например, легковые автомобили различают по типу кузова; Табл. 2.1.
Автобусы, например, классифицируют по назначению:
В технической характеристике автотранспортного средства приводятся данные по многим другим признакам: колёсная формула (отношение общего числа колёс к числу ведущих), осевая формула (отношение общего числа осей к числу ведущих), число мест, собственная масса, максимальная скорость, время разгона и т.д. С 1966 года введена в действие новая система индексации, в соответствии с которой индекс автомобиля состоит из аббревиатуры завода - изготовителя и 4-значного числа. Первая цифра обозначает класс автомобиля по основному техническому параметру (для легковых автомобилей – рабочий объём двигателя, для грузовых – полная масса, для автобусов – длина). Вторая цифра соответствует эксплуатационному назначению (1 - легковые, 2 - автобусы, 3 - грузовые бортовые, 4 - седельные тягачи, 5 - самосвалы, 6 - цистерны, 7 - фургоны, 8 - резерв, 9 - специальные автомобили). Третья и четвёртая цифры индекса обозначают номер модели. Для обозначения модификации модели вводят пятую цифру. Цифровое обозначение классов приведено в таблице 2.2. Табл. 2.2.
До 1966 года в СССР система индексации автомобилей строилась на следующем принципе. Индекс автомобиля состоял из буквенной аббревиатуры завода изготовителя и 2-х - 3-х-значного числа. Например, Горьковскому автозаводу ГАЗ был выделен диапазон от 1 до 100, его автомобили имели марку (индекс), например, ГАЗ 21, ГАЗ 24, ГАЗ 53 и т.д. Московскому заводу имени Лихачёва ЗИЛ выделен диапазон от 100 до 200 и его автомобили имели, например, индексы ЗИЛ 110, ЗИЛ 114, ЗИЛ 131 и т.д. Другие предприятия имели свой диапазон чисел и аббревиатуру для индексации выпускаемых ими автомобилей. Для прицепов и полуприцепов установлены свои группы индексов в зависимости от полной массы, приведённые в таблице 2.3. Табл. 2.3.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||