КГТУ им. А.Н.Туполева каф. АиАХ АВТОМОБИЛИ (Конструкция)

лекции, тесты, практические занятия, экзаменационные вопросы, литература

 

 

ТЕМА 2

Назначение, классификация и общая компоновка автомобиля

2.1. Назначение

Автомобиль – это самодвижущаяся машина, предназначенная для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а так же для буксирования прицепов.

2.2. Классификация

При разработке и изучении различных образцов изделий в любой области техники применяется принцип классификации, то есть разделение или объединение различных образцов изделий одной отрасли в классы (группы, виды и т.д.) на основе наличия общих признаков. Принцип классификации облегчает изучение и разработку изделий, поскольку позволяет обобщить представление о конструкции, принципах работы, эксплуатации и т.д., для целой группы (множества) изделий, объединённых общими признаками.

В основу современной классификационной системы отечественных автотранспортных средств положены следующие признаки:

    • Вид автотранспортных средств;
    • Основной технический параметр;
    • Тип двигателя;
    • Общая компоновка;
    • Другие признаки классификации.

Этот перечень постоянно обновляется и дополняется в соответствии с развитием автомобилестроения.

2.3. Виды автотранспортных средств

По видам автомобильный подвижной состав подразделяют на:

    • Пассажирский (включает легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы);
    • Грузовой (включает грузовые автомобили, автомобили – тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы);
    • Специальный (включает автомобили, прицепы и полуприцепы, оснащённые специальным оборудованием, имеющим технологическое или иное назначение).

Иногда особо выделяют четвёртый вид автомобилей – специализированные. Это, как правило, грузовые автомобили, приспособленные для перевозки однородных грузов (хлебовозки, санитарные, почтовые и т.п.).

2.4. Классификация по основному техническому параметру

Внутри видов автотранспортные средства классифицируются по какому-либо основному параметру.

2.4.1 Легковые автомобили (пассажирские автомобили с числом мест до 8, включая водительское) подразделяются на пять классов по мощности (рабочему объёму двигателя):

    • Особо малый с рабочим объёмом до 1,099 литра;
    • Малый – 1,1…1,799 литра;
    • Средний – 1,8…3,499 литра;
    • Большой – более 3,5 литра;
    • Высший (особо большой) – рабочий объём не регламентируется.

2.4.2 Автобусы (пассажирские автомобили с числом мест 9 и более, включая водителя) подразделяют по габаритной длине:

    • Особо малый, длиной менее 5 метров;
    • Малый – длиной 6…7,5 метров;
    • Средний – 8,5…10 метров;
    • Большой – 11…12 метров;
    • Особо большой – 16,5…24 метра.

2.4.3 Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы подразделяют в зависимости от полной массы (без названия классов): до 1,2 тонн, 1,2…2т.; 2…8 т.; 8…14 т.; 14…20 т.; 20…40 т.; более 40 тонн.

Не общепринята, но существует классификация грузовых автомобилей по грузоподъёмности (для автомобилей с грузовой платформой):

    • Особо малый – грузоподъёмность до 1 тонны;
    • Малый – 1 … 3 т.;
    • Средний – 3 … 8 т.;
    • Большой – 8 … 15 т.;
    • Особо большой – 15 … 26 т.;
    • Сверхбольшой – более 26 тонн.

2.4.4 По типам двигателя автомобили подразделяют на:

    • Карбюраторные (бензиновые с искровым воспламенением);
    • Дизельные (с воспламенением от детонации топливовоздушной смеси);
    • Альтернативные (газогенераторные, газовые);
    • Электрические;
    • Паровые;
    • Газотурбинные;
    • Автомобили с комбинированной силовой установкой (например, электромобиль с двигателем внутреннего сгорания).

2.4.5 По общей компоновке легковых автомобилей выделяют три схемы:

    • Классическая (двигатель спереди, ведущий мост – задний);
    • Переднеприводная компоновка (двигатель спереди, ведущий мост - передний);
    • Заднеприводная (двигатель сзади, ведущий мост – задний).

По первой схеме выполняют легковые автомобили среднего, большого и высшего класса. Она обеспечивает хороший доступ к двигателю, большой объём багажного отсека, но, при этом, имеет относительно большую длину. Туннель в полу для прохода карданного вала загромождает внутренний объём салона.

Вторую схему часто применяют в автомобилях особо малого, малого и среднего классов. Она хороша тем, что двигатель, сцепление и коробку можно сделать с единым картером, автомобиль этой схемы хорошо устойчив и управляем, длина меньше, чем в первой схеме, нет туннеля в полу, но затруднён доступ к двигателю.

Третья схема типична для автомобилей особо малого класса, применяется редко.

Грузовые автомобили различают по взаимному расположению двигателя и кабины на три вида:

    • Кабина за двигателем;
    • Кабина над двигателем;
    • Кабина перед двигателем.

Первая схема обеспечивает хороший доступ к двигателю, простоту компоновки сцепления и коробки передач, комфортное и относительно безопасное размещение водителя и пассажиров. Однако, при этом, увеличивается длина автомобиля и ухудшается передний обзор.

Вторая схема позволяет удлинить грузовую платформу, увеличить загрузку мостов до оптимальных пределов (догружается передний мост), улучшить переднюю обзорность, но затрудняет доступ к двигателю (требуется опрокидывать кабину).

Третью схему применяют при компоновке многоосных полноприводных автомобилей. Она позволяет равномерно распределить нагрузку между осями, имеет хорошую обзорность, но уменьшает длину грузовой платформы и ухудшает доступ к двигателю.

 Автобусы компонуют, располагая двигатели впереди переднего моста, над передним мостом, под полом в пределах базы или за задним мостом. Наиболее приемлем последний вариант компоновки. Здесь обеспечиваются хороший доступ к двигателю, возможность рациональной компоновки салона, минимальный шум и вибрация в салоне, однако, в такой схеме затруднено (из-за удалённости от места водителя) управление силовым агрегатом, возникают проблемы с охлаждением двигателя.

Кроме перечисленных признаков существует ещё множество параметров внутривидовой классификации. Например, легковые автомобили различают по типу кузова;

Табл. 2.1.

Внешний вид

Название

Характеристика

Закрытый кузов
  Лимузин Удлиненная база, четыре боковые двери, два (три) ряда сидений, застекленная перегородка за первым рядом
  Седан (хетчбек, салун, берлина) Нормальная база, черыре или две боковые двери, два (три) ряда сидений
  Купе (берликетта) Укороченая база, две боковые двери, один (два) ряд сидений
Полностью открывающийся кузов
  Фаэтон (устаревшее  - торпедо) Удлиненная или нормальная база, число дверей и рядов сидений зависит от базы
  Родстер (спайдер) Укороченая база, две боковые двери
Грузопассажирские кузова
  Универсал (стейшен вэгон, фамильяле, эстейд, бреак) Закрытый кузов со складывающимся задним рядом сидений, за счет чего можно увеличить помещение для груза
  Пикап Закрытая кабина с одним (двумя) рядом сидений, грузовая платформа
  Хэтчбек (комби, лиртбек, свинчбек) Промежуточные положение между универсалом и седаном, две (четыре) боковые двери и дверь в наклонной задней стенке

Автобусы, например, классифицируют по назначению:

    • Городские автобусы – для перевозки пассажиров внутри города, вместимость от особо малой (маршрутные такси) до особо большой (автобусы с полуприцепами), в них обязательно наличие накопительных площадок. Они многодверные, допускают перевозку стоящих пассажиров по всей длине платформы;
    • Междугородние автобусы служат для перевозки пассажиров на расстояния до нескольких сотен километров, обычно двухдверные (не считая дверей водителя), допускают перевозку стоящих в межкресельных проходах пассажиров;
    • Автобусы дальнего следования для перевозки по межобластным маршрутам, имеют высокую степень комфорта, большие багажные отсеки, перевозят только сидящих пассажиров.

В технической характеристике автотранспортного средства приводятся данные по многим другим признакам: колёсная формула (отношение общего числа колёс к числу ведущих), осевая формула (отношение общего числа осей к числу ведущих), число мест, собственная масса, максимальная скорость, время разгона и т.д.

2.5. Индексация автомобилей

С 1966 года введена в действие новая система индексации, в соответствии с которой индекс автомобиля состоит из аббревиатуры завода - изготовителя и 4-значного числа. Первая цифра обозначает класс автомобиля по основному техническому параметру (для легковых автомобилей – рабочий объём двигателя, для грузовых – полная масса, для автобусов – длина). Вторая цифра соответствует эксплуатационному назначению (1 - легковые, 2 - автобусы, 3 - грузовые бортовые, 4 - седельные тягачи, 5 - самосвалы, 6 - цистерны, 7 - фургоны, 8 - резерв, 9 - специальные автомобили). Третья и четвёртая цифры индекса обозначают номер модели. Для обозначения модификации модели вводят пятую цифру.

Цифровое обозначение классов приведено в таблице 2.2.

Табл. 2.2.

Легковые автомобили

Автобусы

Грузовые автомобили

Рабочий объём двигателя, л

Индекс

Габаритная длина, м

Индекс

Полная масса, т

Индекс

С бортовой платформой

Седельные тягачи

Самосвалы

Цистерны

Фургоны

Специальные

До 1,09

11

До 5

22

До 1,2

13

14

15

16

17

19

1,1…1,79

21

6…7,5

32

1,2…2

23

24

25

26

27

29

1,8…3,49

31

8…10

42

2…8

33

34

35

36

37

39

Свыше 3,5

41

11…12

52

8…14

43

44

45

46

47

49

-

-

16,5…24

62

14…20

53

54

55

56

57

59

-

-

-

-

20…40

63

64

65

66

67

69

-

-

-

-

Свыше 40

73

74

75

76

77

79

 

До 1966 года в СССР система индексации автомобилей строилась на следующем принципе. Индекс автомобиля состоял из буквенной аббревиатуры завода изготовителя и 2-х - 3-х-значного числа. Например, Горьковскому автозаводу ГАЗ был выделен диапазон от 1 до 100, его автомобили имели марку (индекс), например, ГАЗ 21, ГАЗ 24, ГАЗ 53 и т.д. Московскому заводу имени Лихачёва ЗИЛ выделен диапазон от 100 до 200 и его автомобили имели, например, индексы ЗИЛ 110, ЗИЛ 114, ЗИЛ 131 и т.д. Другие предприятия имели свой диапазон чисел и аббревиатуру для индексации выпускаемых ими автомобилей.

Для прицепов и полуприцепов установлены свои группы индексов в зависимости от полной массы, приведённые в таблице 2.3.

Табл. 2.3.

Полная масса, т

Группа

Индекс

прицепа и полуприцепа

роспуска

До 4

До 6

1

01-24

4…10

6…10

2

25-49

10…16

10…16

3

50-69

16…24

16…24

4

70-84

Свыше 24

Свыше 24

5

85-99

 

 
 

предыдущая оглавление следующая

Hosted by uCoz