КГТУ им. А.Н.Туполева каф. АиАХ АВТОМОБИЛИ (Конструкция)

лекции, тесты, практические занятия, экзаменационные вопросы, литература

 

 

ТЕМА 6

Раздаточные коробки

6.1. Назначение

Раздаточная коробка предназначена для распределения (раздачи) усилия на все ведущие оси автомобиля, а также для включения и выключения переднего ведущего моста.

Раздаточные коробки устанавливаются в трансмиссии после коробки передач. Обычно они снабжаются двухступенчатым редуктором. В результате наличия двух ступеней включения увеличивается диапазон передаточных чисел силовой передачи и удваивается общее число передач автомобиля.

Один ряд передач получается при включении высшей передачи раздаточной коробки, а второй – с большим передаточным отношением – при включении низшей передачи. Увеличение диапазона передаточных чисел и общего числа передач позволяют наиболее эффективно использовать располагаемую мощность двигателя при разных дорожных условиях.

6.2. Раздаточная коробка автомобиля с двумя ведущими осями

Устройство раздаточной коробки показано на рис 6.1

Ведущий вал 2 установлен в стенках картера 17 на шариковых подшипниках. На переднем наружном конце вала 2 закреплен фланец карданной передачи, идущей от коробки передач.

Выход вала 2 из картера уплотнен сальником, установленным в крышке 19 (примерно аналогично уплотнены выходы всех других валов). На валу 2 на шлицах установлена ведущая шестерня 1, находящаяся в постоянном зацеплении с передней шестерней 18 блока промежуточных шестерен. Блок установлен на оси 4 на роликовых подшипниках.

С шестерней 18 находится в постоянном зацеплении шестерня 11, установленная свободно на втулке на ведомом валу 8. Вал 8 установлен в стенках картера на роликовых подшипниках. Задний подшипник закрыт крышкой 5, являющейся основанием для крепления колодок центрального тормоза. На заднем конце вала 8 имеется шестерня привода спидометра 20 и закреплен фланец карданной передачи 6 к заднему ведущему мосту. К фланцу крепится барабан центрального тормоза 7.

По шлицам вала 8 может перемещаться шестерня 9. К передней стенке картера прикреплена крышка 16, в которой на шариковом подшипнике установлен вал 14 привода переднего моста. Задний конец вала 14 опирается на втулку 12, установленную в расточке вала 8.

Управление раздаточной коробкой осуществляется одним или двумя рычагами из кабины, связанными через переключающий механизм с вилкой шестерни 9 переключения передач раздаточной коробки и вилкой муфты 15 включения переднего моста.

При заднем положении муфты 15 передний ведущий мост выключен. При сдвигании муфты 15 вперед она своими внутренними зубьями надвигается на зубчатый венец 13 вала 14 и наглухо соединяет вал 14 с валом 8, включая передний мост.

Для переключения передач редуктора нужно переместить шестерню 9 вперед или назад по шлицам вала 8.

При смещении назад шестерня 9 входит в зацепление с шестерней 3 и включается низшая передача, а при смещении вперед шестерня 9 надвигается на зубчатый венец 10 шестерни 11 и включается высшая передача.

В устройствах переключения коробки и включения переднего моста предусматривается блокирующее устройство, исключающее включение низшей передачи при выключенном переднем мосте и выключение переднего моста при включенной низшей передаче. Принцип действия блокирующих устройств примерно аналогичен устройствам, исключающим включение двух передач (одновременно) в коробках передач.

6.3. Раздаточная коробка 3-х-осного полноприводного автомобиля

Конструкция раздаточной коробки 3-х-осного автомобиля и схема ее работы приведены на рис 6.2 и рис 6.3

В корпусе 2 на подшипниках установлены: ведущий вал 1, промежуточный 13, вал 6 привода второго заднего моста, вал 9 привода первого заднего моста и вал 12 привода переднего моста.

На гладкой части вала 1 на втулке установлена шестерня 3, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 14 промежуточного вала 13. Шестерня 3 имеет внутренние зубья. На шлицах вала 1 установлена передвижная шестерня 4, служащая для включения высшей и низшей передач коробки.

На внутреннем конце вала 6 привода второго заднего моста изготовлена шестерня 5, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 8 промежуточного вала 13, на котором наглухо закреплены три шестерни 7, 8, 14. Средняя шестерня 7 служит для включения низшей передачи коробки. На валу 9 привода первого заднего моста закреплена шестерня 10, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 8 промежуточного вала. На переднем конце вала 9 имеются шлицы.

На шлицах внутреннего конца вала 12 привода переднего моста установлена муфта 11, служащая для включения переднего моста. Шестерня 4 переключения передач и муфта 11 включения переднего моста передвигаются при помощи двух рычагов, связанных с переключающими механизмами.

При включенной коробке передач ведущий вал вращается, но когда шестерня 1 (рис. 6.3) находится в нейтральном положении усилие на другие валы не передается.

При перемещении рычага 2 переключения передач назад, шестерня 1 входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 3, соединяя ее с валом. При этом включается высшая передача раздаточной коробки и вращение передается через промежуточный вал на валы привода задних мостов.

При перемещении рычага 4, включения переднего моста вперед, муфта 5 передвигается назад и заходит на шлицы вала привода заднего моста, соединяя его с валом привода переднего моста.

При перемещении рычага 2, переключения передач вперед, шестерня 1 сдвинется назад и войдет в зацепление с шестерней 6 промежуточного вала, при этом включится низшая передача раздаточной коробки на все мосты.

В переключающих рычагах коробки поставлено устройство, исключающее возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте и выключение переднего моста при включенной низшей передаче. Для этого на нижнем конце рычага 4 включения переднего моста поставлен болт против нижнего конца рычага 2 переключения передач. В случае попытки включения низшей передачи при выключенном переднем мосте конец рычага 2 упирается в болт рычага 4, чем исключает возможность включения низшей передачи.

Оба рассмотренных типа раздаточных коробок не исключают появления вредной циркуляции мощности между мостами, т.к. они не имеют межосевых дифференциалов, позволяющих колесам вращаться с разной скоростью (например, движении по неровности).

Конструкция раздаточной коробки с межосевым дифференциалом будет рассмотрена ниже при изучении работы дифференциала.

Рис. 6.1. Раздаточная коробка автомобиля с двумя ведущими осями: 1 - ведущая шестерня; 2 - ведущий вал; 3 - шестерня низшей передачи; 4 - ось; 5 - задняя крышка; 6 - фланец карданной передачи; 7 - барабан центрального тормоза; 8 - ведомый вал; 9 - шестерня; 10 - зубчатый венец; 11 - шестерня высшей передачи; 12 - втулка; 13 - зубчатый венец; 14 - вал переднего моста; 15 - муфта; 16 - передняя крышка; 17 - картер; 18 - передняя промежуточная шестерня; 19 - крышка

Рис. 6.2. Раздаточная коробка 3-х-осного полноприводного автомобиля: 1 - ведущий вал; 2 - корпус; 3 - шестерня; 4 - передвижная шестерня; 5 - ведомая шестерня второго заднего моста; 6 - вал привода второго заднего моста; 7, 8, 14 - шестерни промежуточного вала; 9 - вал привода первого заднего моста; 10 - шестерня привода вала переднего и первого заднего мостов; 11 - муфта включения переднего моста; 12 - вал привода переднего моста; 13 - промежуточный вал; 14 - шестерня привода промежуточного вала

Рис. 6.3. Схема раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-157

 

предыдущая оглавление следующая

Hosted by uCoz