КГТУ им. А.Н.Туполева каф. АиАХ АВТОМОБИЛИ (Конструкция)

лекции, тесты, практические занятия, экзаменационные вопросы, литература

Рис 1.1 Сцепление: 1 - кожух сцепления; 2 - нажимная пружина; 3 - ступенчатая заклепка; 4 - нажимной диск; 5 - ведомый диск; 6 - маховик; 7 - картер сцепления; 8 - болт; 9 - ведущий вал коробки передач; 10 - муфта подшипника выключения сцепления; 11 - вилка выключения сцепления; 12 - шаровая опора вилки; 13 - подшипник выключения сцепления; 14 - упорный фланец нажимной пружины; 15 - чехол вилки выключения сцепления; 16 - пружина; 17 - опорное кольцо нажимной пружины; 18 - толкатель вилки выключения сцепления; 19 - регулировочная гайка; 20 - контргайка; 21 - защитный колпачок; 22 - цилиндр привода выключения сцепления (рабочий); 23 - оттяжная пружина вилки; 24 - скоба пружины; 25 - штуцер для прокачки

Рис 1.2 Педаль и главный цилиндр привода выключения сцепления: 1 - корпус главного цилиндра; 2 - компенсационное отверстие; 3 - прокладка штуцера; 4 - штуцер; 5 - стопорная пружинная шайба; 6 - поршень главного цилиндра; 7 - уплотнитель; 8 - поршень толкателя; 9 - крючок; 10 - ось педалей сцепления и тормоза; 11 - кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 - усиливающая пружина педали сцепления; 16 - толкатель; 17 - защитный колпачок; 18 - стопорное кольцо; 19 - перепускное отверстие; 20 - уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 - перепускное отверстие поршня; 22 - рабочая полость цилиндра; 23 - пружина; 24 - прокладка; 25 - пробка; 26 - внутренняя втулка педали; 27 - наружная втулка педали; 28 - распорная втулка; 29 - педаль тормоза

Рис 1.3 Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления: 1 - подшипник выключения сцепления; 2 - шаровая опора; 3 - вилка выключения сцепления; 4 - толкатель; 5 - регулировочная гайка; 6 - контргайка; 7 - оттяжная пружина; 8 - пробка корпуса; 9 - штуцер для прокачки; 10 - корпус цилиндра; 11 - уплотнительное кольцо; 12 - защитный колпачок; 13 - поршень; 14 - уплотнитель; 14 - тарелка; 16 - пружина; 17 - уплотнительная шайба; 18 - стопорное кольцо

 

Занятие 1. СЦЕПЛЕНИЕ

В трансмиссии легковых автомобилей семейства ВАЗ ”классика” применяется однодисковое, сухое сцепление постоянно замкнутого типа с центральной нажимной диафрагменной пружиной и гасителем колебаний на ведомом диске.

Ведущей частью сцепления является неразборный узел, помещенный в картере 7 и включающий в себя кожух 1 (рис.1.1), нажимной диск 4, нажимную пружину 2 и ряд других деталей. Этот узел крепится к маховику 6  болтами 8. Между маховиком и нажимным диском на шлицах ведущего вала 9 коробки передач расположен ведомый диск 5 с фрикционными накладками, который соединен со ступицей через гаситель крутильных колебаний.

Подшипник 13 выключения сцепления действует на лепестки нажимной пружины через упорный фланец 14, который через соединительные пластины и заклепки 3 соединен с кожухом сцепления.

Привод сцепления – гидравлический. Главный цилиндр привода закреплен на кронштейне 11 (рис.1.2) педалей сцепления и тормоза, а рабочий цилиндр 22 (см. рис.1.1) – на картере сцепления.

При включении сцепления усилие от педали 15 (см. рис.1.2) через толкатель 16 передается на поршни 8 и 6, которые, перемещаясь в главном цилиндре, сжимают пружину 23. При этом переднее уплотнительное кольцо 20 перекрывает компенсационное отверстие 2, и полость цилиндра разобщается от бачка. Жидкость под давлением через трубку и шланг поступает в полость рабочего цилиндра, перемещая поршень (см. рис 1.3) и толкатель 4. Поворачиваясь относительно шаровой опоры 2, вилка перемещает муфту подшипника выключения сцепления, которая через подшипник и упорный фланец 14 (см. рис. 1.1) прогибает нажимную пружину на опорных кольцах 17. Наружная кромка пружины через фиксаторы отводит нажимной диск 4 от ведомого диска 5 и передача крутящего момента на коробку передач прекращается.

При отпускании педали все детали возвращаются в исходное положение под действием пружин. Уплотнительное кольцо 20 (см. рис. 1.2) отходит от компенсационного отверстия 2 и восстанавливает сообщение полостей главного цилиндра и бачка.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Покажите на рисунках и реальном устройстве ведущие и ведомые элементы сцепления.

  2. Какие конструктивные мероприятия обеспечивают полноту включения и чистоту выключения сцепления?

  3. Каким образом в приводе управления сцеплением обеспечивается легкость управления?

  4. Назначение и детальный состав демпфера колебаний.

  5. Как достигается плавность включения сцепления?

  6. Каким образом регулируется свободный ход педали?

 

 

предыдущая оглавление следующая

Hosted by uCoz