КГТУ им. А.Н.Туполева каф. АиАХ АВТОМОБИЛИ (Конструкция)

лекции, тесты, практические занятия, экзаменационные вопросы, литература

 

Рис 2.1 Коробка передач: 1 - сальник ведущего вала; 2 - задний подшипник ведущего вала; 3 - картер сцепления; 4 - установочное кольцо подшипника; 5 - сапун; 6 - игольчатый подшипник ведомого вала; 7 упорная шайба пружины синхронизатора IV передачи; 8 - зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 9 - муфта синхронизатора III и IV передач; 10 - ступица муфты синхронизатора; II - стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора; 12 - блокирующее кольцо синхронизатора; 13 - пружина синхронизатора; 14 - ведомая шестерня III - передачи; 15 - ведомая шестерня II передачи; 16 - ведомый вал; 17 - ведомая шестерня I передачи; 18 - втулка шестерни I передачи; 19 - промежуточный подшипник ведомого вала; 20 - стопорная пластина; 21 - ведомая шестерня заднего хода; 22 - стержень рычага; 23 - упорная подушка; 24 - упругая подушка; 25 - дистанционная втулка; 26 - запорная втулка; 27 - ведущая шестерня; 28 - сальник ведомого вала; 29 - фланец эластичной муфты; 30 - гайка; 31 - уплотнитель центрирующего кольца; 32 - стопорное кольцо; 33 - центрирующее кольцо; 34 - грязеотражатель; 35 - задний подшипник ведомого вала; 36 - ведомая шестерня привода спидометра; 37 - задняя крышка коробки передач; 38 - привод спидометра; 39 - ведущая шестерня заднего хода; 40 - задний подшипник промежуточного вала; 41 - ведущая шестерня I передачи; 42 - муфта синхронизатора I и II  передач; 43 - ведущая шестерня II передачи; 44 - ведущая шестерня III передачи; 45 - пробка заливного и контрольного отверстия; 46 - нижняя крышка коробки передач; 47 - промежуточный вал; 48 - шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 49 - картер коробки передач; 50 - передний подшипник промежуточного вала; 51 - зажимная шайба подшипника; 52 - болт; 53 - шестерня постоянного зацепления ведущего вала; 54 - пружинная шайба; 55 - стопорное кольцо; 56 - передняя крышка коробки передач; 57 - ведущий вал; 58 - промежуточная шестерня заднего хода; 59 - вилка включения заднего хода; 60 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 61 - внутренний чехол; 62 - стопорное кольцо; 63 - шайба; 64 - пружина; 65 - сферическая шайба; 66 - фланец; 67 - шариковая опора; 68 - направляющая чашка; 69 - прокладки; 70 - ограничительный болт; 71 - оттяжная пружина; 72 - ползуны (штоки) вилок переключения передач

 

Занятие 2. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

На автомобилях семейства ВАЗ (“классика”) устанавливается четырехступенчатая, трехходовая коробка передач (рис.2.1) с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Ведущий вал 57 коробки передач имеет два зубчатых венца. Шестерня (венец) 53 с косыми зубьями находится в постоянном зацеплении шестерней 48 промежуточного вала, а венец 8 с прямыми зубьями является венцом синхронизатора IV передачи. Промежуточный вал 47 представляет собой блок шестерен, установленный на двух подшипниках 50 и 40. Ведомый вал 16 установлен на трех подшипниках, причем передний подшипник 6 размещен в расточке ведущего вала. Шестерни 14 и 15 вращаются на термообработанных шейках ведомого вала, а шестерня 17 – на стальной втулке 18.

Синхронизатор состоит из скользящей муфты 9 (42), ступицы 10, блокирующего кольца 12 и пружины 13. Ступица, жестко связанная с ведомым валом, имеет внешние шлицы, на которых расположена скользящая муфта 9. Блокирующее кольцо своим внутренним венцом соединяется с венцом синхронизатора шестерни 14 III передачи и постоянно поджимается пружиной в сторону скользящей муфты. Синхронизатор I и II передач устроен аналогично.

Промежуточная шестерня 58 заднего хода свободно расположена на оси 60. При включении заднего хода шестерня 58 входит в зацепление с шестернями 39 и 21.

Переключение передач осуществляется при помощи механического привода, состоящего из трех штоков – ползунов 72, на которых закреплены вилки, входящие в выточки скользящих муфт 9 и 42 синхронизаторов, и вилка 59, входящая в выточку промежуточной шестерни 58 заднего хода. В нейтральном и включенном положении штоки удерживаются шариковыми фиксаторами, а одновременное включение двух передач предотвращается замком.

Рычаг переключения передач своей головкой помещается в шаровой опоре 67 и поджимается к ней пружиной 64. Проворачивание рычага предотвращается направляющим штифтом, который входит в отверстие шаровой головки рычага и опоры 67.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Покажите цепочку передачи потока мощности на 1 (II, III, IV) передаче или передаче заднего хода.

  2. Каково назначение и конструктивный состав синхронизатора?

  3. Как предотвращается включение двух передач одновременно?

  4. В чем заключается особенность действий водителя при включении передачи заднего хода?

  5. Какие преимущества и недостатки ступенчатых механических коробок передач?

 

 

 

предыдущая оглавление следующая

Hosted by uCoz