КГТУ им. А.Н.Туполева каф. АиАХ АВТОМОБИЛИ (Конструкция)

лекции, тесты, практические занятия, экзаменационные вопросы, литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей машиностроения. Основная ее задача — совершенствование и развитие автомобильного транспорта. Грузовым автотранспортом доставляется свыше 80% всего объема грузов. Это в первую очередь касается транспортирования сельскохозяйственной продукции, где занято до 40% всего автопарка. В горнодобывающей промышленности автотранспортом перевозится более 40% всех грузов из карьеров. В лесном хозяйстве для перевозки древесины используют автомобили-лесовозы.

Автобусы в России выполняют 70% всего объема внутригородских и около 60% внегородских перевозок пассажиров.

Автомобили имеют большое значение для обороны страны, обеспечивая как транспортные перевозки, так и комплектацию многих видов мобильного вооружения. Их используют также в чрезвычайных ситуациях.

Промышленность выпускает специальные автомобили и автопоезда высокой проходимости, называемые транспортно-технологическими. Они предназначены для выполнения транспортных операций в технологическом цикле сельскохозяйственного производства и потому должны удовлетворять следующим специфическим требованиям сельского хозяйства: иметь проходимость, сопоставимую с проходимостью колесных уборочных машин; быть приспособленными к систематической высокопроизводительной работе в составе автопоезда на различных грунтовых дорогах и в полевых условиях; комплектоваться специализированными кузовами для перевозки различных сельскохозяйственных грузов; иметь устройства отбора мощности для привода специального оборудования и возможность движения с минимальной устойчивой скоростью 2,0...2,5 км/ч.

Повышение проходимости транспортно-технологических автомобилей обеспечивается за счет снижения давления шин на грунт до 0,25...0,35 МПа (в зависимости от вида грунта), применения одинарных широкопрофильных шин, в том числе с регулируемым давлением, установки дорожного просвета 300...340 мм и больших углов переднего и заднего свесов, возможности блокировки дифференциала.

Высокопроизводительная работа автопоезда достигается за счет применения в его составе прицепа и тягача одинаковой грузоподъемности, увеличения грузоподъемности с помощью надставных бортов, сокращения времени погрузочно-разгрузочных работ. Для реализации последнего условия необходимы автомобили с низкой погрузочной высотой как по полу платформы (1350...1450 мм), так и по кромкам надставных бортов (2850 мм).

Важным фактором повышения производительности является высокий ресурс транспортно-технологических автомобилей в дорожных условиях, типичных для сельского хозяйства. Примером таких транспортно-технологических автомобилей могут служить автомобили «КАЗ-4540» и «Урал-5557».

Основу автомобильной промышленности составляют заводы, выпускающие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, специализированные кузова и надстройки, прицепы и полуприцепы, военную автомобильную технику, агрегаты, узлы и запасные части к ним, автотракторное электрооборудование и автоэлектронику, технологическое оборудование, оснастку и инструмент.

Кроме того, в систему автомобильной промышленности входит часть предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники. Научная база отрасли — это ряд научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов (НАМИ, НИИТавтопром и др.) совместно с научно-техническими центрами автомобильных и моторных заводов.

Автомобильные заводы — крупнейшие потребители продукции других отраслей. Так, в себестоимости легкового автомобиля более 50% составляют затраты на материалы и комплектующие изделия. В то же время автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства.

 

предыдущая оглавление следующая

Hosted by uCoz